Орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, для выполнения работ по сертификации.
[Источник: Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.20202г. № 184-ФЗ]
Отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ).
Согласно основным понятиям, приведенным в Статье 4 Федерального закона № 412-ФЗ:
Аккредитация в национальной системе аккредитации – подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющимся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации;
Критерии аккредитации – совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации.
Критерии аккредитации утверждены Приказом Минэкономразвития России от 26 октября 2020г № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации».
В соответствии с Критериями аккредитации для всех органов по сертификации продукции, услуг (вне зависимости от области деятельности – области аккредитации) обязательным к исполнению является требование о соответствии органа по сертификации требованиям, установленным положениями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 «Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг» (пункт 3).
В Критериях аккредитации установлены документы, подтверждающие соответствия органа по сертификации продукции, услуг, персонала и систем менеджмента критериям аккредитации (пункты 19, 20).
Дополнительные требования к органам по сертификации продукции, выполняющих работы по обязательному подтверждению соответствия, включают в себя:
1. Требования к персоналу, участвующему в выполнении работ по подтверждению соответствия (пункты 4.1 – 4.4).
Примечание: Установленные в критериях аккредитации требования к персоналу взаимосвязаны с требованиями к экспертам-аудиторам (Постановление Правительства от 29 ноября 2021 г. № 2080) и требованиями, установленными в Правилах принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об исключении из него, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019г. № 1236.
2. Требования по наличию у органа по сертификации необходимых ресурсов (помещения, оборудование, технические средства, документов и т.п.) для осуществления деятельности (пункты 4.5, 4.6).
3. Требования, уточняющие отдельные положения ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012. К таким требованиям можно условно отнести требования пунктов 4.7 – 4.9, 7, 8.
Примечание: Условно требования Критериев аккредитации увязываются со следующими требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012:
- пункт 4.7 критериев аккредитации (Наличие у органа по сертификации продукции сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») с пунктом 4.6 «Общедоступная информация» ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012;
- пункт 4.8 критериев аккредитации (Наличие в документе (документах) системы менеджмента качества органа по сертификации продукции системы управления документацией (правил документооборота) с пунктами 8.3 «Управление документами» и 8.4 «Управление записями» ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012;
- пункт 4.9 критериев аккредитации (необходимость наличия (в соответствии с законодательными требованиями) аккредитации юридического лица в качестве испытательной лаборатории (центра) с пунктом 6.2.1 «Внутренние ресурсы» ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012;
- пункт 8 критериев аккредитации (необходимость наличия в документе (документах) системы менеджмента качества правил выполнения работ в соответствии с правовыми документами и документами по стандартизации, устанавливающие правила проведения работ по сертификации) с разделом 7 «Требования к процессу» ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012.
4. Дополнительные требования к органам по сертификации продукции, выполняющих работы по обязательному подтверждению соответствия в отдельных сферах деятельности (пункт 5).
Критериями аккредитации выделены следующие сферы деятельности:
- подтверждение соответствия средств связи (пункт 5.1), в том числе выполняющих функции по проведению операционно-розыскных мероприятий (пункт5.2);
- подтверждение соответствия оборудования для работы во взрывоопасных средах (пункт 5.1);
- подтверждение соответствия железнодорожной продукции (пункт 5.3);
- подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности (пункт 5.4).
Дополнительные требования к органам по сертификации продукции, выполняющим работы по добровольному подтверждению соответствия в области производства органической продукции включают в себя:
- требования о выполнении требований ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства» (пункт 9.1);
- требования к персоналу органа по сертификации, выполняющему работы по подтверждению соответствия в области производства органической продукции (пункты 9.2, 9.3).
Дополнительным требованием к органам по сертификации услуг является выполнение требований, установленных положениями следующих национальных стандартов Российской Федерации (п. 10 КА):
- ГОСТ Р 54659-2011 «Оценка соответствия. Правила проведения добровольной сертификации услуг (работ)»;
- ГОСТ Р 57619-2017 «Рекомендации по содержанию и применению форм документов, используемых при добровольной сертификации услуг (работ)»
Выполнение
критериев аккредитации является обязанностью любого заявителя и
аккредитованного лица в соответствии со статьей 13 Федерального закона №
412-ФЗ. Подтверждение соответствия органов по сертификации критериям аккредитации
проводится Национальным органом по аккредитации при оказании следующих
государственных услуг, определенных Федеральным законом № 412-ФЗ: аккредитация;
расширение области аккредитации; подтверждение компетентности.
АНО «ВНИИНМАШ» - это команда
специалистов, обладающих богатым практическим опытом работ по участию в
процедурах аккредитации и подтверждения компетентности органов по сертификации,
знающими требования правовых и нормативных документов в области технического
регулирования, аккредитации и документов, содержащих требования к продукции,
процессам и услугам.
Использование знаний, навыков и
опыта работы наших специалистов позволяют органам по сертификации всесторонне
подготовиться к процедурам аккредитации (расширения области аккредитации) и
подтверждения компетентности.
АНО
«ВНИИНМАШ» не является организацией, аккредитующей органы по сертификации, наша
компания помогает подготовиться и получить аккредитацию (пройти подтверждение
компетентности) в национальной системе аккредитации (РОСАККРЕДИТАЦИЯ).
Основными
направлениями деятельности АНО «ВНИИНМАШ» является оказание
организационно-методологической помощи (консалтинговые и консультационные
услуги) заявителям на аккредитацию и аккредитованным органам по сертификации.
Помощь
в подготовке к аккредитации (расширению области аккредитации) подразумевает под
собой:
- участие
специалистов АНО «ВНИИНМАШ» в разработке и внедрению документов, описывающих
систему менеджмента качества органа по сертификации в соответствии с
требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065;
-
участие специалистов АНО «ВНИИНМАШ» в формировании (составлении) области
аккредитации (в том числе через сервис «Конфигуратор области аккредитации» ФГИС
Росаккредитации);
-
проведение оценки знаний работников органа по сертификации по выбранным
направлениям деятельности, а также оценку документов, подтверждающих их стаж и
опыт работы в области сертификации (проведение «деловых игр»);
-
проведение тренингов для специалистов по вопросам, связанным с прохождением
процедуры аккредитации (расширения области аккредитации).
Работы
проводятся в соответствии с Планом, который согласуется обеими сторонами. Специалисты
АНО «ВНИИНМАШ» предлагают возможные пути реализации требований, однако все решения
принимаются заявителем.
Работы
включают в себя обязательный выезд специалистов АНО «ВНИИНМАШ» в орган по
сертификации по месту осуществления деятельности.
Помощь
в подготовке к аккредитации (расширению области аккредитации) подразумевают и
помощь специалистов АНО «ВНИИНМАШ» при подаче документов в Росаккредитацию
(через ФГИС), а также взаимодействие с заявителем и в ходе прохождения им
соответствующей ГУ в Росаккредитации.
Стоимость
работ зависит:
-
от установленных в области аккредитации направлений деятельности органа по
сертификации (однородных групп продукции и услуг, технических регламентов) и
количества объектов подтверждения соответствия (кодов продукции и услуг);
-
от количества сотрудников, участвующих в работах по сертификации.
в
стоимость не включены командировочные расходы для выезда специалистов АНО
«ВНИИНМАШ» по месту осуществления деятельности органа по сертификации. Командировочные
расходы рассчитываются отдельно.
Данная
услуга подразумевает под собой проведение специалистами АНО «ВНИИНМАШ» аудита
деятельности органа по сертификации.
В
ходе оказания услуги специалистами АНО «ВНИИНМАШ» проводится:
-
оценка документов органа по сертификации с точки зрения обеспечения выполнения
действующих законодательных и правовых актов, регулирующих деятельность в
области технического регулирования и аккредитации;
-
оценка выполнения сотрудниками аккредитованного лица требований, установленных
в документах системы менеджмента;
-
оценка оформляемых в ходе проведения работ записей (документов) с точки зрения
обеспечения доказательности полученных результатов;
В
ходе аудита проводятся собеседования с персоналом органа по сертификации с
целью оценки его знания положений документов СМК и установления правильности
проведения ими работ согласно действующей области аккредитации. В случае
изменений состава органа по сертификации специалистами АНО «ВНИИНМАШ» может
быть оказана помощь в:
-
проведение оценки знаний работников органа по сертификации по выбранным
направлениям деятельности, а также оценку документов, подтверждающих их стаж и
опыт работы в области сертификации (проведение «деловых игр»);
-
проведение тренингов для специалистов по вопросам, связанным с прохождением
процедуры аккредитации (расширения области аккредитации).
Работы
проводятся в соответствии с Планом, который согласуется обеими сторонами.
Специалисты АНО «ВНИИНМАШ» предлагают возможные пути реализации требований,
однако все решения принимаются заявителем.
Результатом
работы является оформляемый специалистами АНО «ВНИИНМАШ» Акт оценки
соответствия аккредитованного лица требованиям правовых актов и нормативных
документов в области технического регулирования и аккредитации (далее – Акт).
В
Акте отражается реальная оценка деятельности органа по сертификации, а также
приводятся возможные причины выявленных несоответствий (при их наличии) и
предлагаются мероприятия по совершенствованию деятельности аккредитованного
лица (подготовка предложений по документам, описывающим СМК (внесение
изменений, принятие новой редакции).
Работы
включают в себя обязательный выезд специалистов АНО «ВНИИНМАШ» в орган по
сертификации по месту осуществления деятельности.
Стоимость
работ зависит:
-
от установленных в области аккредитации направлений деятельности органа по
сертификации (однородных групп продукции и услуг, технических регламентов) и
количества объектов подтверждения соответствия (кодов продукции и услуг);
-
от количества сотрудников, участвующих в работах по сертификации;
-
от объема проведенных работ (по направлениям деятельности).
В стоимость не включены командировочные расходы
для выезда специалистов АНО «ВНИИНМАШ» по месту осуществления деятельности
органа по сертификации. Командировочные расходы рассчитываются отдельно
АНО
«ВНИИНМАШ» окажет также помощь органам по сертификации в части:
- формирования (составлении) и актуализации
области аккредитации (в том числе через сервис «Конфигуратор области
аккредитации» ФГИС Росаккредитации);
Стоимость работ зависит от установленных в
области аккредитации направлений деятельности органа по сертификации
(однородных групп продукции и услуг, технических регламентов) и количества
объектов подтверждения соответствия (кодов продукции и услуг).
- осуществления экспертизы следующих
документов органа по сертификации: а)
документов, подтверждающих стаж и опыт работы сотрудников органа по сертификации;
Стоимость работ зависит от количества сотрудников органа
по сертификации.
б)
документов, описывающих систему менеджмента качества органа по сертификации;
Стоимость работ от 50 000 рублей.
Результатом работы является оформляемый специалистами АНО
«ВНИИНМАШ» Акт оценки документов, описывающих систему менеджмента качества
органа по сертификации, с указанием выявленных несоответствий.
в)
сертификатов соответствия и материалов, послуживших основанием для выдачи
сертификатов соответствия («дел сертификатов соответствия»);
Стоимость работ от 20 000 рублей за «дело сертификата
соответствия». Стоимость работы зависит от объекта сертификации, подтверждаемых
при сертификации требованиях.
- разработки документов, описывающих систему
менеджмента качества органа по сертификации;
Стоимость работ зависит от установленных в
области аккредитации направлений деятельности органа по сертификации
(однородных групп продукции и услуг, технических регламентов) и количества
объектов подтверждения соответствия (кодов продукции и услуг).
- актуализации документов, описывающих
систему менеджмента качества органа по сертификации.
Работы проводятся только после проведения
экспертизы документов, описывающих систему менеджмента качества органа по
сертификации. Стоимость работ зависит от результатов, выявленных в ходе
экспертизы несоответствий.